Сайт учителя-логопеда Мачехиной Марины Александровны

ОПЫТ РАБОТЫ "Развитие графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

 Актуальность

Графо-моторные навыки – залог четкого, быстрого, красивого письма. Становление всесторонне развитого человека в современном обществе не возможно без усвоения графо-моторных навыков, так как уровень образования зависит от успешности овладения письменной речью.

Графо-моторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

С каждым годом требования для поступления дошкольника в школу постоянно растет из-за непрерывного введения новых образовательных программ. Данные требования распространяются как на детей с нормальным речевым развитием, так и на детей имеющих общее недоразвитие речи, число которых ежегодно возрастает.И, как показывает практика, дети с речевой патологией чаще всего не укладываются в темп работы остальных детей, поэтому с ними необходимо вести специальную коррекционно-развивающую работу. Дети с ОНР отличаются недостаточным развитием мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью самоконтроля и пространственно-временной ориентировки. Поэтому у таких детей в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения деятельностью, которая связана с графо - моторными навыками.

Анализ отечественных и зарубежных психологических работ, показывает высокий процент неуспеваемости  в обучении, которые  связанны с нарушением графо-моторной  деятельности, и особенно с недоразвитием восприятия и зрительно- моторной координации.

Причиной нарушения речи при общим недоразвитии речи является органические поражения  речевых и моторных зон головного мозга, следовательно нарушение общей, мелкой , артикуляторной моторики у детей.

Нарушения моторной сферы негативно сказываются на формировании графо-моторных навыков. Данному навыку необходимо много усилий и  и определённого уровня сформированности как речевых, так и неречевых психических процессов. К ним относятся развитие зрительно-моторной координации, оптико-пространственной ориентации и зрительного гнозиса, тонкой дифференцированной моторики кистей и пальцев рук, межполушарного  взаимодействия.

Неподготовленность к письму, плохо развитая мелкая моторика, зрительное восприятие, внимание, может сформировать у ребенка  негативное отношение к учебе.

 Многие исследователи  подчеркивают, что дети дошкольного возраста с  общим недоразвитием речи, имеют  сложности  при овладении графо- моторными навыками, что осложняет  начальный этап обучения их  в школе.  Также известно, что в  логопедической практике в недостаточной мере используются методы и приемы, которые способствуют развитию графо- моторных навыков детей с общим недоразвитием речи для подготовки детей к школе, потому что  программа дошкольного образовательного учреждения не предусматривает раздел по развитию графо- моторных навыков.

Действительно, у детей с общим недоразвитием речи графо- моторные навыки сформированы недостаточно, и  следовательно все они нуждаются  в помощи педагога.

Ребенку уже с раннего возраста необходимо создавать условия для развития ручной умелости, а также для накопления двигательного и практического опыта, чтобы постепенно готовить руку к письму.

Вышеизложенное позволяет оценить важностьпроблемы  развития графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, необходимо совершенствовать методы развития графо-моторных навыков путем соединения традиционных и нетрадиционных методов и техник. А раннее выявление детей с речевыми нарушениями и оказание им логопедической помощи помогает корреггировать речевую функцию у дошкольников, предотвращая возникновение дисграфии. Ведь обучение детей графо-моторным навыкам  с данной речевой патологией должно занимать важное место в подготовке детей к школьному обучению.

Цель работы :Подготовка детей старшего дошкольного возраста с ОНР к новой  школьной приоритетной деятельности – письму, путем развития графо- моторных навыков.

Задачи:

- изучить и проанализировать специальную и методическую литературу по проблеме развития графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

- выявить уровень развития графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

- создать необходимые  условиядля развития графо- моторных навыков у детей с ОНР;

- разработать систему работы по развитию графо-моторных навыков у детей с ОНР;

Гипотеза: Если систематически проводить работу по развитию графо- моторных навыков начиная с дошкольного возраста, то на момент поступления ребенка в школу, у него будут в  достаточной степени  сформированы  и развиты графо- моторные навыки.

Практическая значимость:данныйсистематизированный материал, основанный на использовании различных  методикдля развития графо- моторных навыков будет полезен  воспитателям, учителям- логопедам, психологам, родителям  для работы  с детьми имеющим норму речевого развития, так и для коррекционно- развивающей работы с детьми имеющим общее недоразвитие речи.

Концептуальность

Своеобразие и новизна опыта состоит в совместном применении на практике традиционных форм работы (игры с пальчиками с речевым сопровождением; графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда; игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т. д.)  и  современных нетрадиционных методов развития графо-моторных навыков (упражнения со стеклянными камешками «Марблс» и «пальчиковые шаги», рисование песком) , которые ранее не внедрялись в работу специалистов нашего учреждения.

После выбора темы, я поставила перед собой задачи, с помощью которых должна добиться хороших результатов в работе по развитию графо- моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи.

В начале учебного года передо мной сталазадача провести диагностику состояния развития графо-моторного навыка детей подготовительной группы, зачисленных на логопункт с заключением общее недоразвитие речи.

Обследование графо-моторного навыка детей включало исследование произвольной моторики пальцев рук; обследование координации движений пальцев и рук, зрительно-моторной координации, динамической  (кинетический праксис и кинестетический праксис); определение точности движений пальцев рук.

 В результате обследования были получены следующие результаты.

Определение уровня развития графо-моторного навыка рук детей с ОНР в начале года

НГ- начало года

53%  -  имеют средний уровень развития графо- моторных навыков

47 % - имеют низкий уровень развития графо- моторных навыков

Проанализировав полученные результаты можно сформулировать следующий вывод.

У детей с ОНР выявлено отставание в развитии графо-моторного навыка, которое заключается в несовершенстве мелкой ручной моторики, недостаточной координации пальцев рук.

Полученные данные указывают на необходимость целенаправленной коррек­ционной работы по развитию графо- моторных навыков.

Исходя из полученных результатов, мною было выстроена работа по развитиюграфо-моторных навыков.

Работа проводилась  на индивидуальных логопедических  занятиях, занятиях в подвижных микрогруппах,и включала в себя задания построенные по четырем направлениям   от простого к сложному.

1.Развитие мелкой моторики.

Робота направлена на формирование и совершенствование мелкой моторики рук, умением управлять своими движениями, развитие координации движений кистей и пальцев рук (манипулирование с предметами, пальчиковые игры, теневые игры, пальчиковые  шаги, массаж пальцев)

2. Развитие зрительного восприятия

 Работа направлена на формирование зрительного восприятия. При выполнении задания ребенок учится узнавать и выделять предмет из фона, выделять контур заданного предмета из нескольких наложенных контуров, соотносить форму предмета с его изображением, выделять предметы среди других, также развивается зрительно- моторная координация (выкладывание предметов из палочек, разнообразные обводки, рисование линий пунктиром).

4. Развитие координированных движений пальцев рук

- формирование  и совершенствование координации движений пальцев рук, способности переключаться с одного движения на другое, удержание позы (пальчиковая гимнастика, игры на переключаемость пальцев рук).

Результативность

В середине учебного года была проведена промежуточная диагностика детей.

Определение уровня развития графо-моторного навыка рук детей с ОНР в середине года

СГ - середина года

15%- высокий уровень

50%-  средний уровень

35%-  низкий уровень

  В работе по  развитию  графо-моторных  навыков использовались различные приемы и методы, описанные выше.

Анализ обследования уровня сформированности графо- моторных навыков в начале и середине учебного года

По результатам анализа проведенных диагностик мы видим увеличение роста развития графо-моторных навыков у детей.

 Итоговую диагностику планирую провести в середине мая.

Параллельно проводилась работа с родителями.

 Буклеты: " Развиваем  мелкую  моторику рук дома"

"Развивая руку,  развиваем речь"

Консультация: "Развитие графо- моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Выступление на родительском собрании: "Приемы и методы развития графо- моторных навыков  у детей старшего дошкольного возраста"

Проведение семинара с педагогами ДОУ "Важность развития  графо- моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Выводы

Учитывая благотворное влияние движений пальцев на развитие речи и других психических процессов в системе коррекционно-развивающей работы с детьми необходимо шире применять разнообразные игры и упражнения, на­правленные на формирование тонких движений пальцев рук.

Следует стремиться к тому, чтобы пальчиковый тренинг был наиболее разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным, поэтому нужно чаще обращаться к нетрадиционным игровым приемам в коррекционной работе с детьми.

22 марта 2018 в 15:21

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.