Сайт учителя-логопеда Мачехиной Марины Александровны
ОПЫТ РАБОТЫ "Развитие графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"Актуальность Графо-моторные навыки – залог четкого, быстрого, красивого письма. Становление всесторонне развитого человека в современном обществе не возможно без усвоения графо-моторных навыков, так как уровень образования зависит от успешности овладения письменной речью. Графо-моторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет. С каждым годом требования для поступления дошкольника в школу постоянно растет из-за непрерывного введения новых образовательных программ. Данные требования распространяются как на детей с нормальным речевым развитием, так и на детей имеющих общее недоразвитие речи, число которых ежегодно возрастает.И, как показывает практика, дети с речевой патологией чаще всего не укладываются в темп работы остальных детей, поэтому с ними необходимо вести специальную коррекционно-развивающую работу. Дети с ОНР отличаются недостаточным развитием мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью самоконтроля и пространственно-временной ориентировки. Поэтому у таких детей в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения деятельностью, которая связана с графо - моторными навыками. Анализ отечественных и зарубежных психологических работ, показывает высокий процент неуспеваемости в обучении, которые связанны с нарушением графо-моторной деятельности, и особенно с недоразвитием восприятия и зрительно- моторной координации. Причиной нарушения речи при общим недоразвитии речи является органические поражения речевых и моторных зон головного мозга, следовательно нарушение общей, мелкой , артикуляторной моторики у детей. Нарушения моторной сферы негативно сказываются на формировании графо-моторных навыков. Данному навыку необходимо много усилий и и определённого уровня сформированности как речевых, так и неречевых психических процессов. К ним относятся развитие зрительно-моторной координации, оптико-пространственной ориентации и зрительного гнозиса, тонкой дифференцированной моторики кистей и пальцев рук, межполушарного взаимодействия. Неподготовленность к письму, плохо развитая мелкая моторика, зрительное восприятие, внимание, может сформировать у ребенка негативное отношение к учебе. Многие исследователи подчеркивают, что дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, имеют сложности при овладении графо- моторными навыками, что осложняет начальный этап обучения их в школе. Также известно, что в логопедической практике в недостаточной мере используются методы и приемы, которые способствуют развитию графо- моторных навыков детей с общим недоразвитием речи для подготовки детей к школе, потому что программа дошкольного образовательного учреждения не предусматривает раздел по развитию графо- моторных навыков. Действительно, у детей с общим недоразвитием речи графо- моторные навыки сформированы недостаточно, и следовательно все они нуждаются в помощи педагога. Ребенку уже с раннего возраста необходимо создавать условия для развития ручной умелости, а также для накопления двигательного и практического опыта, чтобы постепенно готовить руку к письму. Вышеизложенное позволяет оценить важностьпроблемы развития графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, необходимо совершенствовать методы развития графо-моторных навыков путем соединения традиционных и нетрадиционных методов и техник. А раннее выявление детей с речевыми нарушениями и оказание им логопедической помощи помогает корреггировать речевую функцию у дошкольников, предотвращая возникновение дисграфии. Ведь обучение детей графо-моторным навыкам с данной речевой патологией должно занимать важное место в подготовке детей к школьному обучению. Цель работы :Подготовка детей старшего дошкольного возраста с ОНР к новой школьной приоритетной деятельности – письму, путем развития графо- моторных навыков. Задачи: - изучить и проанализировать специальную и методическую литературу по проблеме развития графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - выявить уровень развития графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; - создать необходимые условиядля развития графо- моторных навыков у детей с ОНР; - разработать систему работы по развитию графо-моторных навыков у детей с ОНР; Гипотеза: Если систематически проводить работу по развитию графо- моторных навыков начиная с дошкольного возраста, то на момент поступления ребенка в школу, у него будут в достаточной степени сформированы и развиты графо- моторные навыки. Практическая значимость:данныйсистематизированный материал, основанный на использовании различных методикдля развития графо- моторных навыков будет полезен воспитателям, учителям- логопедам, психологам, родителям для работы с детьми имеющим норму речевого развития, так и для коррекционно- развивающей работы с детьми имеющим общее недоразвитие речи. Концептуальность Своеобразие и новизна опыта состоит в совместном применении на практике традиционных форм работы (игры с пальчиками с речевым сопровождением; графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда; игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т. д.) и современных нетрадиционных методов развития графо-моторных навыков (упражнения со стеклянными камешками «Марблс» и «пальчиковые шаги», рисование песком) , которые ранее не внедрялись в работу специалистов нашего учреждения. После выбора темы, я поставила перед собой задачи, с помощью которых должна добиться хороших результатов в работе по развитию графо- моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В начале учебного года передо мной сталазадача провести диагностику состояния развития графо-моторного навыка детей подготовительной группы, зачисленных на логопункт с заключением общее недоразвитие речи. Обследование графо-моторного навыка детей включало исследование произвольной моторики пальцев рук; обследование координации движений пальцев и рук, зрительно-моторной координации, динамической (кинетический праксис и кинестетический праксис); определение точности движений пальцев рук. В результате обследования были получены следующие результаты. Определение уровня развития графо-моторного навыка рук детей с ОНР в начале года НГ- начало года 53% - имеют средний уровень развития графо- моторных навыков 47 % - имеют низкий уровень развития графо- моторных навыков Проанализировав полученные результаты можно сформулировать следующий вывод. У детей с ОНР выявлено отставание в развитии графо-моторного навыка, которое заключается в несовершенстве мелкой ручной моторики, недостаточной координации пальцев рук. Полученные данные указывают на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию графо- моторных навыков. Исходя из полученных результатов, мною было выстроена работа по развитиюграфо-моторных навыков. Работа проводилась на индивидуальных логопедических занятиях, занятиях в подвижных микрогруппах,и включала в себя задания построенные по четырем направлениям от простого к сложному. 1.Развитие мелкой моторики. Робота направлена на формирование и совершенствование мелкой моторики рук, умением управлять своими движениями, развитие координации движений кистей и пальцев рук (манипулирование с предметами, пальчиковые игры, теневые игры, пальчиковые шаги, массаж пальцев) 2. Развитие зрительного восприятия Работа направлена на формирование зрительного восприятия. При выполнении задания ребенок учится узнавать и выделять предмет из фона, выделять контур заданного предмета из нескольких наложенных контуров, соотносить форму предмета с его изображением, выделять предметы среди других, также развивается зрительно- моторная координация (выкладывание предметов из палочек, разнообразные обводки, рисование линий пунктиром). 4. Развитие координированных движений пальцев рук - формирование и совершенствование координации движений пальцев рук, способности переключаться с одного движения на другое, удержание позы (пальчиковая гимнастика, игры на переключаемость пальцев рук). Результативность В середине учебного года была проведена промежуточная диагностика детей. Определение уровня развития графо-моторного навыка рук детей с ОНР в середине года СГ - середина года 15%- высокий уровень 50%- средний уровень 35%- низкий уровень В работе по развитию графо-моторных навыков использовались различные приемы и методы, описанные выше. Анализ обследования уровня сформированности графо- моторных навыков в начале и середине учебного года По результатам анализа проведенных диагностик мы видим увеличение роста развития графо-моторных навыков у детей. Итоговую диагностику планирую провести в середине мая. Параллельно проводилась работа с родителями. Буклеты: " Развиваем мелкую моторику рук дома" "Развивая руку, развиваем речь" Консультация: "Развитие графо- моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста" Выступление на родительском собрании: "Приемы и методы развития графо- моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста" Проведение семинара с педагогами ДОУ "Важность развития графо- моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи" Выводы Учитывая благотворное влияние движений пальцев на развитие речи и других психических процессов в системе коррекционно-развивающей работы с детьми необходимо шире применять разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук. Следует стремиться к тому, чтобы пальчиковый тренинг был наиболее разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным, поэтому нужно чаще обращаться к нетрадиционным игровым приемам в коррекционной работе с детьми. 22 марта 2018 в 15:21
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.