Сайт учителя-логопеда Мачехиной Марины Александровны

Специфика определения понятия «научная проблема» в области логопедии.

 Проблема заставляет общество учиться, развивать знание, экспериментировать и наблюдать. Наука начинается с проблем, а не с наблюдений, хотя наблюдения могут породить проблему.

В ходе научных исследований преодолеваются определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснения ранее не известных фактов. Трудности научного поиска в наиболее отчетливом виде выступают в так называемых проблемных ситуациях, когда уровень существующего научного знания оказывается недостаточным для решения новых задач познания. Осознание противоречия между ограниченностью имеющегося научного знания и потребностями его дальнейшего развития и приводит к постановке новых научных проблем.

Научную проблему часто и справедливо характеризуют как «осознанное незнание». Действительно, пока мы не осознаем своего незнания о каких-либо явлениях, проблем нет. Они возникают вместе с пониманием того, что в наших знаниях есть пробелы, заполнить которые можно лишь в результате дальнейшего развития науки и успешных действий на практике.

Итак, научная проблема – это форма научного знания, содержание которой составляет то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Научная проблема означает затруднение, преодоление которого возможно только с помощью исследования. Более узкое значение данного понятия: «научная проблема» – форма мышления, характеризующая недостаточность имеющихся средств достижения цели научного познания.

Проблема – не застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента – ее постановку и решение. Поиск, постановка и решение проблем – основные черты научной деятельности.

Ни одна проблема не возникает в науке на пустом месте; она обусловлена предшествующим знанием и господствующими ценностными установками исследователей. Для научной постановки проблемы необходимы предварительно собранный эмпирический материал, разработанные теории и методики.

Наиболее актуальными проблемами современной логопедии являютсяследующие:

1. Унификация категориального аппарата.

2. Углубленное изучение (в том числе психолингвистических) механизмов и методов коррекции нарушений речевой деятельности.

3. Научно обоснованное соотношение нозологического (клинико-педагогического) и симптомологического (психолого-педагогического) подхода в логопедической теории и практике и в разработке номенклатурных документов.

4. Изучение онтогенеза речи при различных формах речевых расстройств.

5. Изучение особенностей речевых нарушений и их устранения при осложненных дефектах развития.

6. Ранние профилактика, выявление и устранение речевых нарушений.

7. Творческая и научно-обоснованная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи в специальных детских садах и школах.

8. Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений.

9. Обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений.

10. Совершенствование теории и практики дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи.

11. Разработка ТСО, лабораторно-экспериментального оборудования, внедрение в учебный процесс компьютерной техники.

12. Анализ достижений в области логопедии, имеющихся в отечественной и зарубежной теории и практике


21 марта 2018 в 16:32

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.