Сайт учителя-логопеда Мачехиной Марины Александровны

Мастер- класс «Логоритмика как средство здоровьясбережения в условияхФГОС ДО»

Учитель- логопед: Мачехина М.А

МАДОУ Д/С « Сказка» с. Ржаница

 

ЦЕЛЬ: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования по использованию логоритмических упражнений по коррекции и профилактики речевых нарушений у детей.

 

ЗАДАЧИ:

-  Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами логоритмики, которые оказывают  положительное воздействие  на речевое развитие детей;

-  Показать значимость применения логоритмики;

-  Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля при работе с детьми.

Ход мастер- класса;

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

- Крикните громко и хором, друзья,

Помочь откажетесь мне :нет или да?( ДА)

Деток вы любите? Да или нет ?

Дайте скорее мне Вы ответ. ( ДА)

Что  же делать нам, господа?

Проблемы детей решать нужно всегда!

Последнее спрошу у вас теперь я:

Активными все будете НЕТ или ДА?( ДА)

Итак, с хорошим  настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Логоритмика как  средство здоровьесбережения детей в  условиях ФГОС ДО»

Ход мастера класс:

-  Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.

Раскрывая понятия «здоровьесбережение», необходимо подчеркнуть, что речь идет не о какой - то одной универсальной и чудодейственной технологии, а о  комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранении его здоровья.

Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, я использовала различные методы и приемы. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания и др. я использую такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА.

 

 

Логоритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала и музыки.

Цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции речевых и неречевых психических функций и, в конечном итоге, адаптация ребёнка к условиям внешней и внутренней среды.

Задачи логопедической ритмики определяются, как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные

В соответствии с ФГОС ДО п.2.6 НОД по логоритмике обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в социально-коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом и физическом направлениях. 

Логоритмические занятия  включают в себя:

- логопедическую гимнастику – комплекс упражнений  для укрепления мышц органов  артикуляционного аппарата;

- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

- пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук;

- упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно- двигательного и координационного тренинга;

- фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

- вокально- артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;

- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;

- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве;

- мело - и ритмодекламация, для координации  слуха, речи и движения;

-упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы воображения и ассоциативно- образного мышления;

- коммуникативные игры и танцы для динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;

- упражнения на релаксацию для снятия для эмоционального и физического напряжения

  В структуру занятия я не всегда включаются все перечисленные элементы. Последовательность коррекционной работы варьирую в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей. Рассмотрим некоторые из них

 

 

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский.

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму.

Давайте  выполним вместе

 

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй!»

Здравствуй, солнце золотое!

Пальцами правой руки по очереди

 « здороваемся» с пальцами левой руки

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю -

Переплетаем пальцы в «замочек»

Всех  я вас приветствую!

Поднимаем руки над головой

 

 

 

Задание для педагогов: придумать движения

 

Пальчиковая гимнастика

«В огороде»

 

Вышла Люба в огород –

(ставят руки на пояс)

 

Сколько у нее хлопот!

(поднимают руки к щекам, покачивают головой)

 

Нелегко полить на грядке

(разводят руки в стороны)

Овощи все по порядку:

(указательным пальцем правой руки пересчитывают все овощи)

(поочередно загибают пальцы на правой, затем на левой руке на каждое название овоща.

 

Помидоры, лук, капуста 

И горошек очень вкусный.

Репа, огурцы, чеснок,

Свекла, редька и укроп.

И. ( Михеева)

 

 

 

- А теперь я хочу Вас познакомить еще с одним методом  « Игровой самомассаж».  Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, Упражнения игрового самомассажа я беру из опыта работы М.Ю.Картушиной.   Он  является основой закаливания и оздоровления детского организма. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой, а массировать  мягкими движениями пальцев. Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также интонационное разнообразие речи педагога.

- Давайте попробуем  вместе

Массаж спины «Дождик» под песню  Е. Попляновой «Дождик»

Цель: развитие координации речи с движением

Дождик бегает по крыше –

бом, бом, бом.

хлопать ладонями по спине

По веселой, звонкой крыше –

 бом, бом, бом

постукивать пальчиками

- Дома, дома, посидите, -

бом, бом, бом.

  поколачивать кулачками

Никуда не выходите –

бом, бом, бом.

  растирать ребрами ладоней

Почитайте, поиграйте –

 бом, бом, бом

 руки на плечи, круговые

движения большими пальцами

 А уйду – тогда гуляйте – бом, бом, бом…  

поглаживание ладонями

Следующее, на чем хотелось  бы  остановиться- фонопедические упражнения

 Фонопедические упражнения - это выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции,подготовка к правильному произнесению фонем. На первых порах для детей это забава, но позднее – более серьезная работа. Эти упражнения не только развивают певческий голос (укрепляют горло, снимают зажатость голосового аппарата), но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка. В своей работе я использую методику Виктора Владимировича  Емельянова – это своеобразный ускоренный тренаж развития голоса каждого ребенка, в процессе которого выполняются забавные упражнения, направленные на развитие здорового, сильного выразительного голоса.

 

 

 

 

 

Фонопедическое упражнение « Осень»

 

Идет Осень по лесу, и шуршит листвой

 произносим «шур- шур..» и

«скользят» ладонями друг о друга

Прикоснется Осень рукой к березке, пожелтеют листья и запоют свою песенку.

Делаем crescendo (громко) и diminuendo( тихо) на звук {а},развернув ладони параллельно друг другу, разводя руки в стороны при усилении звука и приближая ладони друг к другу на затихание; когда ладони сложены вместе наступает тишина

Прикоснется к рябинке, покраснеют листочки, запоют свою радостную песню

Делаем crescendo (громко) и diminuendo(тихо) на звук {о}

Заденет осинку, красные листья запоют.

Делаем crescendo (громко) и diminuendo(тихо) на звук {э}

Взмахнет руками Осень, завоет ветер

Делаем crescendo (громко) и diminuendo(тихо) на звук {э}

Затрепещут, задрожат, листья на деревьях

Произносим « ш..ш..ш», подняв руки вверх и легко встряхивая кистями

Полетят на землю разноцветным дождем

Произносим «п..п..п..», медленно опуская руки

 

 

  Упражнения на развитие мимических мышц

Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать различные эмоции, мы  способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляторной моторики, в частности развиваем подвижность мыщц  губ и щек.

Какие бы эмоции человека ни выражались посредством мимики, всегда нужно стараться заканчивать упражнение на положительной ноте (потерялся — нашелся, поссорились — помирились, расстроился — улыбнулся).

 

 

« Облака»

По небу плыли облака

А я на них смотрел.

И два похожих облачка

Найти я  захотел.

Я долго всматривался  в высь

И даже щурил глаз.

А что  увидел я, то всем.

Я расскажу сейчас.

Вот облачко веселое, смеется надо мной,

- Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним

И долго ,долго, облачку

Махал я вслед рукой!

А вот другое облачко расстроилось всерьез

Что от мамы ветерок

 Его вдруг далеко унес

И каплями – дождинками

Расплакалось оно,

И стало грустно, грустно так

И вовсе не смешно.

И вот по небу грозное страшилище бежит

И кулаком  громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался друзья,

Но  ветер мне помог.

Так дунул, что страшилище

Пустилось наутек.

А маленькое облачко над озером плывет,

И удивленно облачко приоткрывает рот.

Ой. Кто-то в глади озера пушистенький такой?

Такой пушистый, мягонький,

Летим, летим со  мной!

Так очень долго я играл и всем хочу сказать

Что два похожих облачка, не смог я отыскать

Н.А. Екимова

 

 

 

 

Коммуникативный  танец

Общение и опыт взаимодействия со сверстниками очень важны для процесса развития детей. Коммуникативный танец может стать одним из средств развития навыков общения старших дошкольников.

Коммуникативные танцы можно использовать в различных формах работы с детьми: на музыкальных занятиях, на праздниках, в свободной деятельности. Ведь их разучивание не занимает много времени, так как танцевальные движения просты и повторяются несколько раз, но обязательно с новым партнером.

Ценность коммуникативных танцев также и в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции.

Показ коммуникативного танца

Чистоговорки

Неотемлемой частью логоритмики являются чистоговорки. Они также произносятся совместно с  движениями.

Чистоговорка — ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Чистоговорки еще называют логопедическими загадками. Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма. Рифмы и ритм этих шуток облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки – чистоговорки способствует формированию правильного звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи.

Чистоговорка « Т- Т*»

Та- та та- яблоко моя мечта

Сжимаем и разжимаем пальцы

Ато- ато – ато – витаминами богато

Хлопки в ладоши

Ти- ти – ти – где же яблоко найти?

Поднимают и опускают плечи

Ато- ать- ать- надо яблоню искать

Приставлять к глазам то одну ладонь, то другую

 

 

Релаксация

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! 
Такие нагрузки отрицательно сказываются наздоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию. 

Перед каждым релаксационным упражнением дети хором  проговаривают:

 «Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.
 Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
 Есть у нас игра такая – очень легкая, простая. 
 Замедляется движенье, исчезает напряженье.
 И становится понятно – расслабление приятно!»

«Волна»

(И. п: лёжа на спине, раскинув руки и ноги в стороны, желательно музыкальное сопровождение под спокойное чтение текста)

Расслабляюсь на спине,

как медуза на волне…

Глазки закрываются…

Тело расслабляется…

Тихо плещется волна…

Нас баюкает она…

Баю – бай, баю – бай,

Глазки тихо закрывай…

Вот прохладный ветерок

Пробежал по телу…

Отдохнули! Вновь пора

браться нам за дело!

 

Система логоритмических занятий является здоровьесберегающей технологией в воспитательно-образовательном процессе

Таким образом, применение логоритмической технологии в условиях реализации ФГОС ДО позволит содействовать совершенствованию всей коррекционно-воспитательной и восстановительной работе с детьми, страдающими общим недоразвитием речи. 


21 марта 2018 в 16:13

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.