Сайт учителя-логопеда Мачехиной Марины Александровны

ПРОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

ПРОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Программа обследования приводится по схемам, разработанным Е.Э.Артемовой (Артемова, 2005) и Е.Ф. Архиповой (Архипова, 2006)

Схема обследования интонационной стороны речи у детей

1. Обследование восприятия ритма.

2. Обследование воспроизведения ритма.

3. Обследование восприятия интонации.

4. Обследование воспроизведения интонации.

5. Обследование восприятия логического ударения.

6. Обследование воспроизведения логического уда­рения.

7. Обследование модуляций голоса по высоте.

8. Обследование модуляций голоса по силе.

9. Выявление назального тембра голоса.

10. Обследование восприятия тембра.

11. Обследование воспроизведения тембра.

12. Обследование речевого дыхания.

13. Обследование темпо-ритмической организации речи.

14. Обследование состояния слухового самоконт­роля.

Критерии оценки (единые для всех заданий):

4балла — задание выполняется правильно и самостоятельно;

3 балла — задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;

2 балла — задание выполняется с ошибками; но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы;

1 балл — для выполнения задания требуется активная помощь взрослого;

О баллов — задание не выполняется, повторные инструкции неэффективны.

 

1. Обследование восприятия ритма

Обследование чувства ритма необходимо, так как именно восприятие и воспроизведение ритма подготав­ливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют ее развитию, создают предпосылки для ус­воения логического ударения, правильного членения фразы.

Цель: выяснить, умеет ли ребенок определять коли­чество: а) изолированных ударов; б) серии простых ударов; в) акцентированных ударов путем показа карточки с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.

Материал для исследования: карточки с графическими изображением ритмических структур :

 | //, ///, ////, // //, // // // //, /// ///, //// ////, U/U/U/ и т.д.,

 где / — громкий удар. U — тихий удар.

1. Инструкция: «Послушай, сколько было ударов. Покажи карточку, на которой изображено нужное количество ударов». . 1

— изолированные удары: I

а)// б)/// в)//// г)//// ;!

2. Инструкция: «Послушай, сколько было ударов,: покажи нужную карточку».

— серии простых ударов:

а) // // // // б) /// /// в) //// //// " г) /// /// ///

3. Инструкция: «Послушай, сколько и какие были удары, покажи нужную карточку».

— серии акцентированных ударов:

а) UU/ б) / / в) //UU// г) /U//

2. Обследование воспроизведения ритма

Цель: определить, умеет ли ребенок самостоятельно воспроизвести по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) изолированные удары, серии простых уда ров, акцентированные удары.

Материал для исследования:

простые удары ///; ////; //

серии простых ударов // //; /// ///; //// ////; // // //; // // //

серии акцентированных ударов /U/UU/U/; /U/U/;

; //UU//; /UU/UU; /UU/; /U/U/U.

1. Инструкция: «Послушай и повтори (отстучи) за мной удары».

— изолированные удары:

а)/// б)///// в)//// г)//

(без опоры на зрительное восприятие).

2. Инструкция: «Послушай и повтори (отстучи) за мной удары».

— серии простых ударов:

а) // // // // б) /// /// в) //// //// г) /// /// ///

(без опоры на зрительное восприятие).

3. Инструкция: «Послушай и повтори (отстучи) за мной удары, где будут тихие и громкие удары».

U — тихий, / — громкий.

— акцентированные удары:

а) /UU/ б) //U в) U//U г //UU//

(без опоры на зрительное восприятие).

4. Инструкция: «Послушай, какие удары и сколько ударов я отстучу, и самостоятельно запиши знаками: / — громкий удар, U— тихий удар».

3. Обследование восприятия интонации

Обследование восприятия интонации проводится для того, чтобы выяснить, понимают ли дети, что человече­ская речь обладает разнообразием интонации. Это раз­нообразие достигается изменением высоты, силы, тембра, модуляции голоса. Интонация придает речи эмоци­ональную окраску, помогает выразить чувства.

Цель обследования: выяснить, умеет ли ребенок раз­личать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.

Материал для исследования: предложения, произно­симые с повествовательной, вопросительной и воскли­цательной интонацией, и графическое изображение предложений. ___________. _____________? ____________!

Процедура: ребенку предлагается послушать предло­жения, которые произносится с различной интонацией (повествовательной, вопросительной или восклицатель­ной). Предварительно перед выполнением задания прово­дится беседа, в которой на материале одной серии пред­ложений выясняется, одинаково они произносятся или по-разному.

1. Определение наличия повествовательного предло­жения. Знакомство с сигнальной карточкой. ___________.

Инструкция: «Слушай внимательно, если услышишь, что я тебе о чем-то сообщаю и говорю при этом спокойным, ровным голосом — подними карточку с точкой:___________.

Речевой материал:

1. Кошка сидит на стуле.

2. Светит солнце.

3. У тебя есть собака?

4. В вазе стоят цветы.

5. Пойдем гулять!

2. Определение наличия вопросительного предложе­ния. Знакомство с сигнальной карточкой. _____________?

Инструкция: «Слушай внимательно. Если услышишь, что я о чем-то спрашиваю, задаю вопрос — подними карточку с вопросительным знаком: _____________?

Речевой материал:

1. Возле дома растет тополь.

2. Сегодня так тепло!

3. Завтра будет дождь?

4. Петя вернулся домой.

5. Кто стучится в дверь?

3. Определение наличия восклицательного предло­жения. Знакомство с сигнальной карточкой. ____________!

Инструкция: «Слушай внимательно, если услышишь, что я радостно и громко говорю, подними карточку с восклицательным знаком: ____________!»

Речевой материал:

1. У Тани красный шарик.

2. Ох, какой большой дом!

3. Шапка лежит на полке.

4. Вот как высоко прыгнул Вася!

5. Ты любишь рисовать?

4. Дифференциация типов интонации в предложении.

Предлагаются задания, где речевой материал пред­ставлен повествовательными, вопросительными и восклицательными предложениями. Перечисленные инто­национные типы даются в произвольном порядке.

Процедура: ребенку предлагают сравнить значение двух одинаковых предложений, произнесенных с раз­личной интонацией. Предложения нужно отличить друг от друга, выделяя заданную интонацию, и поднять соот­ветствующие карточки.

Инструкция: «Слушай внимательно предложения и подними карточки, которые подходят». ___________. _____________? ____________!

Речевой материал:

1.Сегодня тепло — Сегодня тепло?

2. У Тани новое платье?— У Тани новое платье!

3. Скоро пойдет снег! — Скоро пойдет снег.

4.Кошкаспрята­лась— Кошка спряталась?

5.Мы будем петь? — Мы будем петь!

5. Дифференциация типов интонации в стихотвор­ном тексте.

Инструкция: «Я буду читать стихотворение, а ты пос­ле каждой прочитанной строки подними карточку. Если услышишь вопрос, то _____________? Если спокойный и ровный голос, то____________.».

Кто умеет утром сам просыпаться по часам?

Я умею по часам просыпаться утром сам.

Кто умеет на кроватке простыню расправить гладко?

Я умею на кроватке простыню расправить гладко.

Кто простуды не боится, кто умеет с мылом мыться?

Я обычно утром рано умываюсь из-под крана.

Я сам теперь умею вымыть и лицо и шею.

6. Инструкция: «Послушай и скажи, как я сказала: весело, грустно или удивленно».

а) Снег идет, (грустно)

Снег идет? (удивленно)

Снег идет! (весело)

б) В комнате жарко! (весело)

В комнате жарко, (грустно) ,

В комнате жарко? (удивленно)

в) Собака убежала? (удивленно)

Собака убежала! (весело)

Собака убежала, (грустно)

7. Инструкция: «я тебе буду читать стихотворение. Если услышишь вопросительное предложение, где кто-то о чем-то спрашивает, поднимай руку».

— Заяц белый,

----Куда бегал?

— В лес дубовый.

— Что там делал?

— Лыко драл.

— Куда клал? «

— Под колоду.

— Кто брал?

— Родион.

8. Инструкция: «я буду говорить тебе фразы. Если ты думаешь, что фраза закончена, хлопни в ладоши».

а) Кошка спряталась. Кощка спряталась в коробке. Кошка спряталась... (в коробке). Кошка спряталась в коробке... (под с голом).

б) Таня идет. Таня, идет из школы. Таня идет... (из школы). Таня идет из школы... (домой)

4. Обследование воспроизведения интонации

Цель обследования: выяснить, умеет ли ребенок диф­ференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи.

Материал для обследования: образцы предложений различных интонационных типов, стихотворные тексты, сюжетные картинки с эмоциональным содержанием.

1. Воспроизведение отраженно фраз с разной интонацией.

Инструкция: «Послушай и повтори с той же интона­цией, как я».

Будет дождь.

Идем домой

Это наша улица

Зина купила арбуз.

Скоро лето

Будет дождь!

Идем домой?

Это наша улица?

Зина купила арбуз?

Скоро лето?

Будет дождь!

Идем домой!

Это наша улица

Зина купила арбуз!.

Скоро лето!

2. Воспроизведение отраженно стихотворных строк в соответствии с интонацией логопеда.

Инструкция: «Послушай внимательно и повтори за мной отдельно каждое предложение».

— Курочка-ряба, куда идёшь?

— На речку.

— Курочка-ряба, зачем идёшь?

— За водой.

— Курочка-ряба, зачем тебе вода?

— Цыплят поить. Они пить хотят, на всю улицу пищат.

3. Воспроизведение отраженно за логопедом фраз с противоположными типами интонации.

Инструкция № 1: «Я буду задавать вопрос, а ты от­веть той же фразой, но с другой интонацией».

Логопед Ребенок

Двери закрылись? Двери закрылись.

Дети любят играть? Дети любят играть.

Зонтик стоит в углу? Зонтик стоит в углу.

Инструкция № 2. «Теперь я буду произносить фразу, а ты спрашивай, задавай вопросы».

Логопед Ребенок

Птицы улетели. Птицы улетели?

Саша спит. Саша спит?

Ты придешь завтра. Ты придешь завтра?

4. Самостоятельное воспроизведение интонации, отражаюшей эмоциональное состояние, на материале отдельных фраз.

Инструкция: «Произнеси за мной одну и ту же с разной интонацией: удивленно, радостно, грустно»:|

Фразы| Удивленно Радостно Грустно

Листья пожелтели ----- — —

Сегодня очень жарко. ---- ---- ----

Мы скоро уедем. ------ — —

5. Самостоятельное воспроизведение мелодики повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений. При этом логопед не демонстрирует образец интонационного оформления предложений.

Процедура: ребенку предлагается сюжетная картинка со смысловым и эмоциональным содержанием. Логопед в устной форме описывает содержание. Ребенок должен произнести предложение, окрашенное интонационно соответствии с этой ситуацией. ,

Инструкция: «Рассмотри картинки.

Как сказать, что светит солнце?

Как спросить, пойдут ли дети гулять?

Как сказать, когда дети радуются, что пойдут гулять?

Как спросить имя у нового ребенка в группе детского сада?»

5. Обследование восприятия логического ударения

Обследование восприятия логического ударения необходимо для того, чтобы выяснить, понимают ли дети выделение главного по смыслу слова во фразе; умеют ли сами выделить любую часть высказывания в зависимости от того, что необходимо подчеркнуть.

В предварительной беседе ребенку в доступной форме объясняют значение термина «логическое ударение». Сам термин не называется, но при этом объясняют: чтобы наша речь была понятна окружающим, нужно уметь говорить выразительно. Для этого в предложении выде­ляют голосом те слова, которые считаются особенно важными. Они произносятся громче и чуть протяжнее остальных. Перед заданием необходимо на примере дать образец утрированного логического ударения, то есть; выделить голосом определенное слово во фразе.

Материал для исследования: предложения, сюжетные картинки, предметные, картинки, стихотворные тексты.

1. Умение определить слово, выделенное голосом в повествовательном предложении, и назвать выделенное слово.

Процедура: ребенку предлагается внимательно про­слушать одинаковые предложения, сравнить различные оттенки их звучания и ответить на вопрос, одинаково ли эти предложения произнесены. Затем ребенку предлага­ется прослушать каждое предложение, рассмотреть соот­ветствующую сюжетную картинку и назвать слово, кото­рое логопед выделил голосом.

Инструкция. «Внимательно слушай предложение. Назови, какое слово я выделил(а) в предложении».

— Катя нашла кольцо. — Таня любит сладкие ягоды.

— Катя нашла кольцо. — Таня любит сладкие ягоды.

— Катя нашла кольцо. — Таня любит сладкие ягоды.

2. Умение определять слово, выделенное логопедом в вопросительном предложении, и вместо ответа пока­зать соответствующую картинку.

Процедура: ребенку предлагается рассмотреть пред­метные картинки и прослушать вопросительное предло­жение. Логопед произносит предложение, голосом выде­ляя слово, несущее на себе смысловую нагрузку. Ребенку предлагается вместо ответа показать соответствующую предметную картинку.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Я буду задавать тебе вопросы, голосом выделяя "важное» слово, а ты вместо ответа покажи нужную картинку».

— Девочка моет чашку? — Мальчик сорвал яблоко?

— Девочка моет чашку? — Мальчик сорвал яблоко?

3. Умение определить слово, выделенное голосом в стихотворном тексте.

Процедура: ребенку предлагается прослушать стихотворные строчки и повторить слово, несущее на себе смысловую нагрузку.

Инструкция: «Внимательно слушай. Я буду читать стихотворение и в каждой строчке выделять гоолсом "важное" слово. Назови, какое слово я выделила».

Стучат колёса — тук-тук-тук.

И под весёлый этот стук

Мы едем к бабушке своей,

Везём подарочки мы ей.

Бабуля выйдет на порог,

И вкусный испечёт пирог.

Расскажет сказку про зверей,

Мы едем к бабушке своей!

6. Обследование воспроизведения логического ударения

Цель обследования: определить, может ли ребенок вы­делять голосом главные по смыслу слова во фразе, т.е. продуцировать логическое ударение.

1. Воспроизведение фразы с логическим ударением по образцу.

Процедура: ребенку предлагается прослушать предложение и затем аналогично воспроизвести его с тем же логическим акцептом.

Материал дм исследования: предложения, произнесенные логопедом; предложения для отраженного воспроизведения; сюжетные картинки.

Инструкция: «Я скажу предложение и голосом выделю в нем "главное" слово. Слушай внимательно, повтори предложение и тоже выдели в нем "главное" слово»

Кошка сидит под стулом. Витя пьет молоко.

Зина бежит по улице.

Лампа горит ярко.

Дети играют в снежки.

2. Сравнение двух предложений, отличающихся только логическим ударением.

Процедура: ребенку предлагается прослушать и сравнить два предложения, различающихся логическим ударением.

Инструкция: «Я произнесу два предложения. Внима­тельно послушай, как они звучат, одинаково или по-разному? Повтори точно так же».

Таня смеется. Таня смеется.

Собака несет палку. Собака несет палку.

У Пети красный шарик. У Пети красный шарик.

Диван стоит у окна. Диван стоит у окна.

3. Воспроизведение логического ударения при ответах на вопросы по сюжетным картинкам.

Процедура: предлагаются сюжетные картинки, по ко­торым логопед вместе с ребенком составляет предложе­ние. Затем логопед задает ребенку несколько вопросов поочередно, на которые он должен ответить совместно составленным предложением, интонационно выделяя важное по смыслу слово.

Инструкция: «Отвечай на вопрос тем предложением, которое мы только что составили. Будь внимателен, вы­деляй голосом "важное" слово».

Мальчик рисует солнце. Девочка шьет юбку.

а) Кто рисует солнце? а) Кто шьет юбку?

б) Что делает мальчик? б) Что делает девочка?

в) Что рисует мальчик? в) Что шьет девочка?

4. Воспроизведение фраз с повествовательной и во­просительной интонацией с перемещением логического ударения в зависимости от количества слов в предложении.

Инструкция № I: «Послушай фразу. Сколько в ней слов? Выдели голосом сначала первое, потом второе, по­том третье слово. Меняется ли смысл фразы?»

Повествовательные предложения:

1 2 3 1 2 3

Зина читает книгу. Коля открыл дверь.

Инструкция № 2. «Послушай фразу. Произнеси ее столько раз, сколько в ней слов. Каждый раз делай ударение только на одном — новом — слове».

Вопросительные предложения:

1 2 3 1 2 3

Таня возьмёт мяч Они принесли краски.

5. Самостоятельный выбор слова, произносимою логическим ударением, в зависимости от вкладываемого смысла.

Инструкция: «Повтори за логопедом фразу: "Папа пришел с работы". Теперь нужно сказать эту фразу по-разному. Первый раз — так, чтобы было понятно, что пришел папа, а не дядя. Второй раз — чтобы было; понятно, что папа пришел, а не приехал на машине. Третий раз — нужно голосом подчеркнуть, что папа пришел с работы, а не из магазина».

1-й. Папа пришел с работы.

2-й. Папа пришел с работы.

3-й. Папа пришел с работы..

6. Выделение слога из цепочки слогов по образ который показывает логопед.

Инструкция: «Повтори за мной, выделяя голосом тот же слог, что и я».

ма-ма-ма па-па-па та-та-та

ма-ма-ма па-па-па та-та-та

ма-ма-ма па-па-па та-та-та

7. Обследование модуляций голоса по высоте

Цель обследования: выяснить, умеет ли ребенок опре­делять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз. Обследование модуляций голоса по высоте необходимо для того, чтобы узнатъ, насколько ребенок может владеть своим голосом, изменять его по высоте, насколько широк диапазон голоса.

Материал для исследования: звуки, звукоподражания, предметные картинки с изображением животных и их детенышей.

I. Исследование восприятия изолированных звуков и звукоподражаний, произнесенных с различной высотой голоса.

Процедура: ребенку предлагается прослушать звуки или звукоподражания с различной высотой голоса и со­отнести с картинкой, изображающей животных и их детенышей или предметы разной величины. Предвари­тельно объясняют, что у взрослого животного, напри­мер, у собаки, голос «толстый», т.е. низкий, а у щенка «тонкий», т.е. высокий.

Инструкция: «Послушай и покажи (скажи), кто так подает голос?»

АВ \ -собака АВ /-щенок

МУ \-корова МУ /-теленок

МЯУ \ кошка МЯУ /- котенок

У \— пароход большой У /— кораблик маленький

О \- медведь О /— мишутка

2. Воспроизведение изолированных звуков и звуко­подражаний с понижением и повышением высоты го­лоса.

Инструкция: «Покажи, как гудит большой пароход, самолет и т.д. и маленький, как подают голос животные и их детеныши».

А \— большой (низкий) голос А /— маленький (высо­кий)

У \— пароход У / кораблик

О \ — медведь О /— мишутка МУ - корова МУ/— теленок АВ \ - собака АВ /— щенок

МЯУ \ - кошка МЯУ /— котенок

3. Воспроизведение поступательного повышения и понижения голоса на гласных звуках с опорой на графическое изображение или движения руки:

вверх — повышение высоты

вниз — понижение высоты

Инструкция № 1: «Попробуй не ногами, а голосом подняться по ступенькам, а потом голосом спуститься вниз. Когда голос поднимается по ступенькам, он будет повышаться и становиться тоньше. Когда голос будет спускаться вниз по ступенькам, то будет становиться ниже. Сначала со звуком А, потом О, У».

Инструкция № 2. «Покажи, как укачивают куклу».

А А А А А

А А А А А А

«Покажи, как стучат часы».

ТИК ТИК ТИК ТИК

\ /• \ / \ /•

ТИК ТИК ТИК

«Покажи, как звенит колокол».

ДИНЬ ДИНЬ ДИНЬ

БОМ БОМ

Примечание: активно используется помощь в виде движений руки логопеда, которые указывают, вверх поднимается или вниз опускается голос.

Критерии оценки:

4 балла — задание выполняется с достаточными модуляциями по высоте;

3 балла — задание выполняется с недостаточными модуляциями голоса по высоте:

2 балла — задание выполняется без модуляций голоса по высоте, но при сопряженном выполнении задания высота голоса изменяется;

1 балл — задание выполняется без модуляций голоса по высоте, но при сопряженном выполнении задания высота голоса остается без изменений;

О баллов — задание не выполняется.

8. Обследование модуляций голоса по силе

Цель обследования: определить, умеет ли ребенок менять громкость голоса. Обследование модуляций голоса по силе необходимо, чтобы выяснить, как ребенок может менять голос по силе (громкости).

Материал для исследования; звуки; звукоподражания, предметные и сюжетные картинки, на которых изображены транспортные средства, расположенные близко и  далеко.

1. Восприятие отдельных звуков и звукоподражаний произнесенных с разной силой голоса.

Процедура: ребенку предлагается прослушать различные изолированные звуки и показать картинку с изображением удаленного предмета — на тихий голос или - с изображением приближенного предмета — на громкий голос логопеда.

Инструкция 1 /; «Слушай внимательно. Плывет ко­рабль, он гудит — "УУУУУ". Если пароход близко — он гудит громко, если далеко — тихо. Услышишь громкий гудок, подними картинку, где корабль близко, тихо — где корабль далеко».

Громко

У — самолет близкоА — пожарная машина близко О — поезд близко

И — скорая помощь близко

ТихоУ — самолет далеко

А — пожарная маши­на далеко

О — поезд далеко

И — скорая помощь далеко

Инструкция Л? 2: «Послушай, как подают голос раз­ные животные, насекомые, птицы. Отгадай по их голосу, далеко они от нас или близко. Напомню, что если дале­ко, то голос слышим тихий, если близко, то голос слы­шим громкий».

Громко

Жук- ЖЖЖЖ

Комар — 3333333

Кузнечик - ЦЦЦЦЦ

Кукушка - КУ-КУ

Лягушка - КВА-КВА

Сова УХ-УХ

Осёл — ИА— ИА

Тихо

жжжжжж

ззззззззз

цццццццц

ку-ку

ква-ква

ух-ух

иа-иа

-

Примечание: звукоподражания дают вразнобой.

2. Воспроизведение отдельных звуков и звукоподра­жаний, произнесенных с разной силой голоса.

Инструкция М 1: «Покажи, как гудит пароход, само­лет, машина и др., если они далеко, и как они гудят, ес­ли они близко?»

Близко Далеко

Самолет (У) — ...? ...? . -

Пароход (Ы) — ...? …?

Поезд (О) — ...? ...?

Машина (И) — ...? …?

Инструкция №2. «Покажи, как подают голоса разные животные, насекомые, птицы. Если они далеко (тихо)? Если они близко (громко)?

Жук (ЖЖЖ) -

Комар (333) -

Кузнечик (ЦЦЦ) –

Кукушка (КУ-КУ)

Лягушка (КВА)

Сова (УХ)

Корова (МУ)

Близко

..?

..?

..?

..?

..?

..?

..?

Далеко

..?

..?

..?

..?

..?

.?

..?

.?

3. Воспроизведение постепенного нарастания и паде­ния силы голоса при произнесении отдельных звуков и звукоподражаний.

Инструкция № 1: «Покажи, как гудит приближающий­ся самолет, поезд, машина и т.д.».

Поезд о о о о о (нарастание силы голоса)

Машина а а а а а (нарастание силы голоса)

Самолёт у у у у у (нарастание силы голоса)

шепот тихо обычная громкость громко очень громко

Инструкция № 2. «Покажи, как гудит удаляющийся самолет, поезд, машина и т.д.».

Поезд о о о о о

Машина а а а а а

Самолёт у у у у у

очень громко громко обычная громкость тихо шепот

Инструкция №3: «Покажи, как подают голос приближающиеся животные, птицы»

тихо шепот обычным голосом громче, чем обычно громко слитно, на одном выдохе

жук - жжж

Комар – ззз

Кукушка -куку

Корова — му-му

Сова – ух-ух

собака – ав-ав

Инструкция № 4: «Покажи, как воет сирена — сна­чала тихо, а потом все громче и громче, т.е. на одном выдохе, а потом затихает».

У У У

шепот тихо обычным голосом громче, чем обычно громко громче,чем обычно обычным голосом тихо шепот

9. Выявление назального (носового) тембра голоса

Субъективная оценка тембра голоса первоначально проводится при проведении первичного общения с ре­бенком, во время установления контакта. Для исследо­вания и оценки тембра голоса используется шкала оцен­ки тембра, разработанная Е.С. Алмазовой.

4 балла — нормальный голос, отклонений от нор­мального тембра не отмечается.

3 балла — легкая степень нарушения тембра, тембр голоса может быть крикливым или «писклявым», наза­лизованным.

2 балла — умеренные нарушения тембра, тембр го­лоса может быть грубым или «квакающим».

1 балл — выраженные нарушения тембра голоса, тембр может быть гортанным, резким, глухим, «метал­лическим».

О баллов — афония, отсутствие звучного голоса при наличии шепотной речи.

 

I. Определение гипоназализации

При гипоназализации звуки [м], [н] в речи детей звучат как [б]. |д).

Материал для исследования: слова, предметные картинки, в названиях которых встречаются звуки [м],

Инструкция: «Повтори за мной слова. Назови картинки, при этом зажми нос пальцами».

МАШИНА МОЛОКО

МАК МАЛИНА

НИНА НИТКИ

НОС НОГИ

Процедура: во время произнесения слов ребенок зажимает нос пальцами. При этом фиксируют, изменяется ли тембр или остается прежним. В норме, при нормальном тембре зажимание носа приводит к гиперназализаиии (т.е. появляется носовой оттенок голоса). При гипоназализации — как при открытых носовых ходах, так при зажимании носа — тембр остается прежним

2. Определение гиперназализации :

При гиперназализации носовой оттенок приобретают согласные звуки, кроме [м| и [н], а также нарушается тембр гласных.

Материал для обследования: слова, предложения, вопросы по сюжетным картинкам.

Инструкция № I: «Повтори за мной предложения)?. .-'

Инструкция № 2. «Ответь на вопросы по картинкам.Зажми нос пальцами».

— У Коли сломался велосипед.

— Машинист остановил поезд.

— На ветке красные ягоды рябины.

— Из трубы идет дым. Процедура: при выявлении гиперназализации проводят тестирование дважды: 1-я инструкция дается для определения наличии отклонения тембра. 2-я инструкцияпозволяет подтвердить гиперносовой резонанс, т.е. гиперназализапию. Гиперназализация при закрытии ноздрей будет нарастать.

При выявлении гиперназализации у ребёнка со стёртой дизитрией для исключения органических нарушений, затрудняющих носовое дыхание: аденоиды, полипы, искривле­ние носовой перегородки и др.

При выявлении гипоназализации у детей со стертой дизартрией необходима консультация отоларинголога для исключения субмикозной расщелины, пареза мягко­го нёба.

10. Обследование восприятия тембра голоса

При исследовании восприятия тембра голоса оцени­вается умение определять характер звучания тона голоса на слух.

Материал для исследования: картинки — символы-ма­ски, изображающие чувства, эмоции людей; слова-меж­дометия; предложения; картинки с изображением людей разного возраста.

1. Различение тембра голоса на материале междоме­тий

Процедура: логопед произносит одиночные междоме­тия с изменением тембра голоса, выражая голосом раз­нообразные эмоциональные состояния. Затем логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображени­ем различных человечков — символов-масок, изобра­жающих чувства, и выбрать подходящую (лицо человеч­кА должно выражать соответствующее чувство).

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Лица этих человечков выражают различные чувства: грусть (1), удивление (2), радость (3), гнев (4), страх (5). Я произнесу маленькие слова (восклицания), а ты поду­май, каким тоном голоса я произнесла) слово, и пока­жи подходящего человечка».

1- Ах! — радость восхищение.

2. Ой! — испуг, страх.

3. Ух! — недовольство.

4. О! — удивление.

5. Эх, •— грусть, сожаление.

2. Различение тембра голоса на материале предложе­ний

Процедура: ребенку предлагается прослушать одно и то же предложение, определить на слух, каким тоном го­лоса оно было произнесено, и показать картинку с изо­бражением человечка, лицо которого выражает соответствующее чувство.

Инструкция: «Я сейчас произнесу предложение, а подумай, каким тоном оно было произнесено, и покажи подходящего человечка».

1. Скоро гроза! (недовольно)

2. Скоро гроза! (радостно)

3. Скоро гроза?! (удивленно)

4. Скоро гроза. (грустно)

5. Скоро гроза! (со страхом, испуганно)

3. Различение тембра голоса людей разного возраста

Процедура: Перед ребенком раскладываются картин­ки с изображением людей разной возрастной категории (женщина, мужчина, ребенок, бабушка, дедушка). Затем ребенку предлагается прослушать магнитофонную за­пись с голосами людей разного возраста и показать соответствующее изображение человека.

Инструкция: «Рассмотри внимательно картинки. Послушай и определи, чей голос звучит. Покажи подходящую картинку».

Речевой материал: одна фраза, произнесенная разными голосами.

«Угадай, чей голос?»

1. Женский голос. "

2. Мужской голос.

3. Детский голос.

4. Голос пожилой женщины.

5. Голос пожилого мужчины.

Критерии оценки:

4 балла — задание выполняется правильно.

3 балла — задание выполняется правильно, но в за­медленном темпе.

2 балла — задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы.

1 балл — для выполнения задания требуется актив­ная помощь взрослого.

О баллов — задание не выполняется, повторные ин­струкции неэффективны.

 

11. Обследование воспроизведения тембра голоса.

Оцениваются эмоциональные характеристики голо­са. Так как изменение окраски голоса характерно для определенных разновидностей эмоциональной речи, изучение ее особенностей у детей проводится на мате­риале междометий и сказки «Колобок».

Выясняется, достаточно ли ребенок владеет своими голосовыми возможностями, может ли изменять окраску голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией, способен ли передать голосом эмоциональ­ные переживания и чувства персонажей сказки, может ли подражать голосам сразу нескольких животных.

Перед выполнением задания с детьми проводится бе­седа о возможных изменениях голоса. Детям говорится о том, что голос может меняться в зависимости от ситу­ации: голос может быть ласковым или грубым, пискля­вым или хриплым, веселым или печальным, жалобным или испуганным и т.д.

1. Передача эмоционального состояния междометия­ми с помощью разных оттенков голоса

Материал для исследования: серии сюжетных карти­нок с изображением разного настроения у действующих лиц.

Процедура: Логопед предлагает ребенку рассмотреть серию сюжетных картинок и определить, какое настро­ение у изображенных на ней действующих лиц. По каж­дой картинке дается комментарий. Ребенку предлагается выразить состояние действующего лица, используя меж­дометия, изменяя окраску голоса по ситуации на кар­тинке.

Инструкция: «Посмотри на картинку, догадайся, как подают голос, если...»

Упала чашка - Ой! (испуганно).

Забили гол в ворота — Ура! (радостно).

Просят убрать игрушки— У-У—(недовольно, плаксиво).

Устали и хотят спать — Ох (устало, тихо

Рубят дрова— Ух (тяжело).

Грозят пальцем: нельзя детям брать спички — Ай-я-яй (строго).

2. Изменение тембра голоса в зависимости от того,какому персонажу сказки подражает ребенок

Материал для исследования', сюжетная картинка с персонажем сказки "Колобок».

Процедура: в предварительной беседе уточняется со­держание сказки «Колобок», се действующие лица. Вы­ясняется, какими голосами они говорят — одинаковыми или разными, Если они говорят разными голосами, то, что характерно для каждого из них.

Инструкция: "Вспомни, кто пугал колобка и хотел его съесть? Каким голосом говорили...»

Заяц —//—(звонким, задорным, чистым голосом). :

. Волк —//—(грубым, низким голосом, с угрозой).

Медведь—//—(громким, низким, спокойным).

Лиса —//—{мягким, ласковым, хитрым голосом).

Критерии оценок:

4 балла — правильное выполнение задания с точным соответствием всех характеристик тембра голоса данного персонажа, с первой попытки и очень выразительно. 3 балла — правильное выполнение задания с передачей тембра голоса, но только после нескольких проб, после неоднократного демонстрирования образна.

2 балла — некоторые изменения окраски голоса есть,но недостаточно выразительные и не совсем правильные.

1 балл — выполнение заданий без модуляций голоса (звучание голоса невыразительное, монотонное, тусклое).

О баллов — невыполнение задания или отказ от задания.

 

12. Обследование речевого дыхания

Начинают обследование речевого дыхания с оценки координации вдоха и выдоха. Определяют характер ды­хания ребенка в покое и в момент речи. Визуально опре­деляют характер дыхания в покое: дышит ли ребенок но­сом или ртом.

Выделяют 3 типа дыхания:

— поверхностное ключичное;

— грудное;

—нижнереберно-диафрагмальное.

При поверхностном ключичном дыхании живот на вдохе втягивается, а плечи поднимаются. При грудном — расширяется грудь на вдохе. При нижнереберно-диафрагмальном — при вдохе выпячивается живот, а при вы­дохе живот опадает. Нижнереберно-диафрагмальное ды­хание считается наиболее физиологичным.

1. Определение типа дыхания

Материал для исследования: состояние покоя, при ко­тором ребенок может сидеть, лежать, стоять.

Процедура: ребенку предлагается спокойно посидеть. постоять или полежать на кушетке. Руки логопеда рас­полагаются одна на плечах, а другая на животе. При спокойном дыхании ребенка определяется, какая часть туловища поднимается. Если поднимаются плечи, то это дыхание относится к поверхностному ключичному. Если поднимается при вдохе живот, то это диафрагмальное дыхание. Если расширяется грудь, то это относится к грудному типу дыхания.

Инструкция: «Полежи на кушетке спокойно. Мои ру­ки будут проверять, как ты дышишь».

2. Исследование умения дифференцировать носовое и ротовое дыхание

Инструкция: «Покажи, как ты умеешь дышать: вды­хать и выдыхать. Слушай внимательно и выполняй».

Вдохни носом (понюхай цветок) — выдохнуть носом (2~3 раза). Рот при этом закрыт.

Вдохни носом, а выдохни ртом (погрей руки) (2-3 раза).

Вдохни ртом (как рыба) — выдохни ртом (погрей руки).

Вдохни ртом, а выдохни носом.

3. Исследование целенаправленности воздушной струи

Материал для исследования: пузырек, ватный шарик, маленькая свечка для дня рождения.

Инструкция: «Покажи, как ты умеешь дуть».

— Вот мяч, а вот ворота. Подуй на шарик и забей мяч в ворота.

— Вот пузырек. Подуй в него так, чтобы пузырек свистел.

— Вот свеча, ее зажгли в день рождения ребенка, задуй свечу с первого раза.

4. Исследование силы воздушной струи.

Материал для исследования, граненый карандаш, губная гармошка,

Инструкция: «Проверим, как ты сильно умеешь дуть».

— Вот карандаш (на расстоянии 20 см), подуй на не­го так, чтобы он прокатился по столу. Для этого вдохни носом и сильно выдохни на карандаш. Губы вытяни тру­бочкой.

— Вот губная гармошка, подуй в нее сильно, чтобы появился звук.

Критерии сценки:

4 балла — диафрагмальный тип дыхания, дифференцирует ротовой и носовой вдох и выдох, выдыхаемая воздушная струя сильная и целенаправленная.

3 балла — диафрагмальный тип дыхания, дифференцирует носовой и ротовой вдох и выдох, снижен объём и сила выдоха. |2 балла — диафрагмальный тип дыхания, аритмич­ность вдоха и выдоха, малый объем и сила выдоха, не­достаточная дифференциация ротового и носового вдохаи выдоха.

1 балл — поверхностный ключичный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, малый объем и сила вы­доха, не дифференцирует ротовой и носовой вдох и выдох.

0 баллов — задание не выполняет.

5. Исследование особенностей фонационного дыха­ния.

1) Воспроизведение на одном выдохе предложений с увеличением количества слов.

Процедура: ребенку предлагается вдохнуть через нос и на выдохе произносить предложение.

Инструкция: «Послушай внимательно предложение и повтори его. Старайся сказать предложение плавно, на одном выдохе».

1. Девочка рисует цветок.

2. Девочка рисует цветок карандашами.

3. Девочка рисует красивый цветок карандашами.

4. Девочка рисует красивый цветок цветными каран­дашами.

2) Воспроизведение на одном выдохе чистоговорки.

Процедура: ребенку предлагается вдохнуть через нос и на выдохе произносить чистоговорку. Эксперимента­тор показывает образец выполнения задания.

Инструкция: «Послушай внимательно чистоговорку. Сделай вдох носом и на выдохе произнеси ее, как я».

Жу-жу-жу — я все лужи обхожу.

Ша-ша-ша — наша Маша хороша.

Ко-ко-ко — мне до речки далеко.

3) Воспроизведение на одном выдохе автоматизиро­ванного ряда.

Инструкция: «Посчитай от одного до десяти на од­ном выдохе».

4) Воспроизведение короткого стихотворения.

Процедура: при прочтении короткого стихотворения фиксируется, в какой фазе дыхания ребенок начинает речь. Отмечается наличие координации фонации и ды­хания. Определяется также дискоординация фонации и дыхания.

Инструкция: «Прочитай стихотворение красиво, вы­разительно, с паузами, как на празднике».

Осень наступила,

Высохли цветы.

И глядят уныло

Голые кусты.

Критерии оценки:

4 балла — речь на выдохе, объем речевого дыхания хороший.

3 балла — речь на выдохе, объем речевого дыхания ограничен.

2 балла — речь на выдохе, но ослаблен речевой выдох. .

1 балл — речь возможна на вдохе, дискоординация дыхания и фонации.

0 баллов — не справляется с заданиями.

 

13. Обследование темпо-ритмической организации

1. Определение темпа речи ребенка

Измерение темпа осуществляется у детей при использовании следующих параметров:

Единица измерения — слог.

Характеристика темпа — количество слогов в отделенный промежуток времени (секунду).

Материал для исследования: предложения, в которых исключены слова сложной слоговой структуры и звуки, которые ребенок произносит неправильно. Также , для проведения исследований необходим магнитофон и секундомер.

Процедура: ребенку предлагается повторить за логопедом предложения или ответить на вопросы, запись которых производится на магнитофон. Затем проводится вычисление количества слогов в секунду.

Инструкция № 1: «Слушай предложения и повтори за мной».

Коля моет посуду. На столе стоит коробка. Марина тихо сидит на диване. Таня надела новую белую кофту.

Инструкция № 2: «Ответь на вопросы».

Что делает Коля? Где стоит коробка? Где стоит Марина? Что надела Таня?

Критерии оценки:

4 балла — темп норма (4—5 слогов в секунду);

3 балла — незначительное отклонение от нормы (+1 слог);

2 балла — убыстренный темп (7-8 слогов в секунду), замедленный темп (2-3 слога в секунду);

1 балл — очень быстрый темп (более 9 слогов в се­кунду), очень медленный темп (1-2 слога в секунду);

0 баллов — из-за выраженных речевых нарушений допускает повторы слов, затрудняется в передачи слого­вой структуры слов. В связи с этим не удается объектив­но произвести измерение темпа.

2. Исследование восприятия темпа речи

Материал для исследования: Для исследования вос­приятия различного речевого темпа предварительно ре­бенку объясняют, что темп речи может быть быстрым, медленным и нормальным. Вводятся картинки-символы. Например: заяц бегает быстро — и говорит очень быст­ро, черепаха ползает медленно — и говорит медленно, ежик ходит спокойно — и говорит спокойно, нормально.

Процедура: ребенку предлагается на слух определить изменение темпа речи в тексте, который читает логопед и показать соответствующую картинку-символ: зайца — быстрый темп, черепаху — медленный темп, ежика — нормальный темп.

Инструкции: «Посмотри на картинки. Ежик ходит спокойно — и говорит спокойно, нормально, черепаха медленно ползает — и говорит очень медленно, заяц бе­гает очень быстро — и говорит очень быстро. Сейчас я буду говорить предложения, а ты угадай, как я говорю, и покажи соответствующую картинку».

— По веточке ползает длинная гусеница, (медленный темп)

— От топота копыт пыль по полю летит, (быстрый темп)

— Кто-кто в теремочке живет? (медленный темп)

— В лесу дети собирали грибы и ягоды (нормальный темп)

— У пчелы, у пчёлки почему нет чёлки? (быстрый темп)•

— Зимой дети любят кататься на санках и коньках. (Медленный темп)

Критерии оценки:

4 балла — задание выполняет верно.

3 балла — ошибается, но после повтора предложения исправляет ошибки.

2 балла — после повторного произнесения предложе­ния ошибки не исправляет.

1 балл — ошибается, нс соотносит с картинками.

0 баллов — задание недоступно.

3. Исследование воспроизведения отраженного тем­па речи ,

Материал для исследований: воспроизведение предложений с различной темповой организаций за логопедом! отраженно.

Процедура: ребенку предлагается прослушать предложения и повторить их в том же темпе за логопедом:

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной предложения точно так же».

— Весной тает снег и бегут ручьи (нормальный темп)

— Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? (быстрый темп)

— Самолет построим сами и помчимся над полями; (быстрый темп)

— Улитка носит свой домик на спине (медлен. темп)

— На море во время шторма очень большие волны (нормальный темп)

Критерии оценки:

4 балла — повторил верно.

3 балла — убыстрение, замедление темпа возможно после нескольких попыток.

2 балла — темп изменяет незначительно.

1 балл — темп не может изменять, не управляет темпом.

0 баллов — задание недоступно.

4. Самостоятельное управление темпом речи

Самостоятельное изменение темпа речи ребенок должен производить по сигналу на материале небольшого знакомого стихотворения, например, «Заяц» Е.С. Анищенковой.

Процедура: при предъявлении различных карти­нок-символов ребенок должен менять темп речи по ходу чтения стихотворения.

Инструкция: "Ты будешь читать стихотворение, как увидишь картинку с зайцем, читай быстро, а увидишь черепаху — читай медленно, увидишь ежа — читай нор­мально, спокойно».

Сидит заяц пол кустом,

Здесь его семья и дом.

И верхушки длинных ушек

Все трепещут на макушке.

Критерии оценки: (см. предыдущее задание)

14. Обследование состояния слухового самоконтроля

Для развития не только звуковой речи, но и интона­ционной стороны речи необходим активный слуховой самоконтроль.

Обследование включает два вида инструкций;

1-я инструкция — выполнение задания;

2-я инструкция — оценка ребенком качества выпол­нения задания.

Материал для обследования: ритмические удары, зву­ки, слоги, слова-квазиомонимы, слова сложной слого­вой структуры, предложения с разными типами интона­ции, лексический материал для воспроизведения моду­ляций голоса по высоте и силе, для изменения тембра и темпа речи.

Обследование состояния слухового самоконтроля включает 11 проб-заданий.

При необходимости задание повторяется для ребенка 1~2 раза.

•I) Характер самоконтроля ребенка при воспроизве­дении ритмического рисунка простых и акцентирован­иях ударов.

Инструкция №1 /: «Повтори удары за мной».

Изолированные — ///, //, /;

Серии простых - // // //, /// ///;

Акцентированные — / U / U, // U, UU /.

Условные обозначения: / — громкий удар, U — тихий удар.

Инструкция № 2. «Ты правильно выполнил?»

2) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении ряда гласных звуков.

Инструкция № 1 «Повтори за мной звуки».

АУ

АУО

АОУИ

Инструкция № 2. «Ты правильно повторил?»

3) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении слогов.

Инструкция № 1: «Повтори за мной слоги».

КА-ГА-К А

БУ-ПУ-БУ

КА-ТА-ЧА

ДА-ДЯ-ТА-ТЯ

Инструкция № 2. «Ты правильно повторил?»

4) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении слов-квазиомонимов.

Инструкция № I: «Повтори за мной два слова. Скажи, это одинаковые или разные слова?»

ТАЧКА-ДАЧКА

НОРА-КО РА

БОЧКА-ПОЧКА '

КАДУШКА-ПОДУШКА!

НОРКА-КОРКА

ТОЧКА-ДОЧКА

КОСА-КОЗ А

ПАШНЯ-БАШНЯ-

МЫШКА-МИШКА

КРЫША-КРЫСА

УТОЧКА УДОЧКА

КОРА-ГОРА

Инструкция № 2. «Ты правильно ответил?»

5) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении слов сложной слоговой структуры.

Инструкция № 1: «Повтори за мной слова».

КОСМОНАВТ

МИЛИЦИОНЕРСНЕГОВИК

ЭКСКУРСИЯ

ПУТЕШЕСТВЕННИК

АКВАРИУМ

ВЕЛОСИПЕД

ИНДЕЕЦ

САМОСВАЛ

УЧИТЕЛЬНИЦА

ПУГОВИЦА

КРАНОВЩИК

Инструкция № 2. «Ты правильно сказал слова?»

6) Характер самоконтроля ребенка при воспроизве­дении предложений, включающих слова сложной слого­вой структуры.

Инструкция № 1: «Повтори за мной».

— Космонавт живет в космическом аппарате два ме­сяца.

— Весело журчали весенние ручьи.

— Учительница учит учеников на уроке.

— На сковороде жарятся пять котлет.

— Экскурсовод проводит экскурсию в музее.

Инструкция № 2. «Ты правильно сказал?»

7) Характер самоконтроля ребенка при изменении интонации.

Инструкция № I: «Я скажу предложение, а ты изме­ни интонацию так, чтобы прозвучал вопрос».

— Машина остановилась на светофоре. ...?

— В лесу выросли грибы. ...?

— Котенок вылез из-под дивана. ...?

Инструкция № 2. «Ты правильно сказал? У тебя по­лучился вопрос?»

8) Характер самоконтроля ребенка при изменении логического ударения в предложении.

Инструкция № I: «Вот предложение из трех слов. Это предложение нужно сказать три раза. Сначала голосом первое, потом второе, а затем третье слово. Это поможет передать главную мысль».

1 раз - МАМА ПРИШЛА ДОМОЙ.

2 раз - МАМА ПРИШЛА ДОМОЙ.

3 раз -|МАМА ПРИШЛА ДОМОЙ.

№ 2. «Ты смог передать главную мысль? Тебе удалось выделить голосом слова в предложении?

9) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении модуляций голоса по высоте и силе.

Инструкция № 1: «Как подают голос взрослые животные и их детеныши? У кого "толстый» голос, а у кого - "тонкий" голос?»

КОРОВА ...?

КОШКА ...?

СОБАКА ...?

ТЕЛЕНОК ...?

КОТЕНОК ...?

ЩЕНОК...?

Инструкция № 2. «У тебя получился "толстый" и тонкий голос?»

Инструкция № 3: «Когда машина гудит далеко, то v слышим тихий гудок. Когда машина гудит близко, то мы слышим громкий гудок. Как гудит самолет, когда он далеко и близко?»

Инструкция № 4: «Тебе удалось показать гудение самолета далеко и близко?»

10) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении тембра голоса.

Инструкция № I: «Вспомни, кто пугал колобка и хотел его съесть? Каким голосом говорили заяц, волк, медведь и лиса?»

— Колобок, колобок! Я тебя съем.

Заяц — тоненьким голосом

Волк — грубым голосом

Медведь — медленным, хриплым голосом

Лиса — ласковым, хитрым голосом.

Инструкция № 2. «У тебя получились голоса зверей?

11) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении темпа речи,

Инструкция № I: «Повтори за мной предложения» быстро, медленно и обычно».

— На море во время шторма очень большие волны - нормальный темп.

— Самолет построим сами и помчимся над горами - | быстрый темп.

— Улитка носит свой домик на спине — медленный темп.

Инструкция № 2. «Тебе удалось говорить разным темпом: быстро, медленно и нормально?»

Инструкция № 3: «Вот три картинки: черепаха, заяц, ёж. Если я покажу черепаху, то говори медленно, если зайца — то говори быстро, а если ежа, то говори обыч­ным темпом. Повтори предложение «Весной тает снег».

Как заяц — ...? (быстро).

Как еж — ...? (нормально).

Как черепаха — .,.? (медленно).

Инструкция № 4: «Ты умеешь говорить быстро, мед­ленно»?

Критерии оценки:

4 балла — полностью сформулирован навык само­контроля. Ребенок замечает все допущенные ошибки в собственной речи.

3 балла — стадия завершения формирования навыка самоконтроля. Ребенок замечает примерно 75% допу­щенных ошибок в собственной речи.

2 балла — стадия автоматизации навыка самоконтро­ля. Ребенок замечает примерно 50% допущенных оши­бок в собственной речи.

I балл — начальная стадия формирования навыка са­моконтроля. Ребенок замечает примерно 25% допущен­ных ошибок в собственной речи.

О баллов — нулевая стадия. Отсутствие самоконт­роля.

Примечания:

1. Если ребенок замечает свои ошибки, старается их исправить, но исправление не удается из-за выраженной стертой дизартрии, то это можно отнести к моторному нарушению просодики (условно группа ФН).

2. Если ребенок не замечает своих ошибок, не слышит допущенных ошибок и не старается их исправить, то это может быть связано с нарушением слухового внимания и недоразвитием фонематического слуха. Нарушение просодики в этом случае можно отнести к сенсорному уровню (условно группа ОНР).

3. Смешанный (сенсомоторный) характер нарушения просодики определяется у детей со стертой дизартрией, у которых задерживается процесс формирования фонематического слуха (условно группа ФФН).

21 марта 2018 в 15:23

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.