Сайт учителя-логопеда Мачехиной Марины Александровны

Предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста

 Учитель-логопед М.А. Мачехина

Дата:30.01.2018 г


Все чаще в детские сады приходят дети с задержкой речевого развития или с нарушениями речевого развития,  поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Профилактика – (от греч. prophylaktikos – предохранительный) – система мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из важнейших задач образовательного учреждения и одним из важных направлений логопеда и воспитателя.

Воспитатель является центральной фигурой, которая, воспитывая детей, организуя содержательную составляющую воспитательно-образовательного процесса, в результате тактичного и грамотного наблюдения за ребенком «может дать неоценимые сведения о речевом развитии детей как для собственной коррекционно-логопедической работы, так и для специалистов, к которым воспитатель по необходимости направляет ребенка.

 Важную роль в профилактике играет совместная работа логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений.

Взаимодействие с логопедом и семьей дошкольников является важным аспектом работы воспитателя и одним из условий ее результативности»
 К сожалению, иногда вс же не удатся полностью предупредить возникновение речевой патологии, и в этих случаях задача профилактики сводится к возможно большему смягчению неблагоприятных последствий  и к предупреждению появления вторичных,( к ним относится нарушение фонематического слуха и фонематического восприятия, задержка в развитии речи, лексико- грамматическое нарушение, общее недоразвитие речи, дисграфия, дислексия, снижение уровня познавательной деятельности, задержка психического развития и третичных нарушений речи на основе уже имеющихся), и третичных нарушений речи(отклонения в разных сторонах психики, не имеющих непосредственной связи с первично поврежденной функцией).

Профилактическую работу, как рекомендовано ведущими специалистами в области логопедии, мы начинаем уже с младшего дошкольного возраста и продолжаем её на протяжении 2-х лет в более напряженном ритме, а заканчиваем в подготовительной к школе группе.

Целенаправленную работу по формированию правильного звукопроизношения необходимо начинать уже с трехлетнего возраста. Это помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а также выявить у детей данного возраста сложные речевые патологии поскольку с  возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка , ухудшается условия для компенсации и коррекции. Если одной из задач логопеда является коррекция, исправление дефектов речи при неправильном речевом развитии ребенка, то задачей воспитателя является формирование речи детей при нормальном речевом развитии.

Логопедическую работу по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста следует строить с учетом основных положений специальной педагогики в области раннего вмешательства (раннее целенаправленное  и дифференцированное «пошаговое» обучение, использование специфических методик, приемов,  средств обучения, более глубокая дифференциация и индивидуализация обучения, обязательное включение родителей в развивающий процесс. (А.А. Семенович)

В каждой возрастной параллели свои профилактические задачи.

• в раннем возрасте (до 3 лет) - предупреждение недоразвития речи соц. характера, так как речь ребенка формируется по подражанию, то есть в процессе общения с окружающими его взрослыми и неправильное речевое окружение и воспитание может являться причиной возникновения у детей дефектов речи. Нарушения речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи, которые в той или иной степени могут повлиять на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременной профилактике нарушений и уделять внимание развитию речи детей.

• в младшем и среднем возрасте (3-5 лет) - предупреждение дефектов звукопроизношения.

Правильное звукопроизношение складывается из:

- хорошо развитого фонематического слуха;

- нормального речевого дыхания;

- развитой артикуляционной и мелкой моторики.

Фонематический слух

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак, угол – уголь. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми нормами. Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей умению производить звуковой анализ слов, подготовки их к овладению чтением и письмом.

1. Узнавание неречевых звуков

На самых ранних этапах можно предложить детям закрыть глазки и послушать звуки за окном:

- Что шумит? Деревья

- Что гудит? Машина

Кто кричит? Мальчик

Игра «Волшебные звуки»

Вместе с ребенком наполните непрозрачные пластиковые контейнеры любыми «звучащими материалами: крупой, металлическими скрепками, пугавицами. Нужно угадать по звуку, что внутри.

Игра «Волшебный карандаш»

Дать ребенку в руки обычный карандаш и попросить постучать по разнофактурным предметам: из дерева, бумаги, металла.

 - игры со звучащими игрушками, баночки-шумелочки;

Второй этап

На этом этапенеобходимо учить ребенка различать высоту, тембр, силу голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания, слова.

Игра «Далеко- близко»

Игра направлена на на развитие основных качеств голоса: силы, высоты. Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить , как он мяукает, когда находиться близко (громко) и как когда далеко(тихо). Затем менят силу голоса, а малыш угадывает далеко или близко мяукает каотенок. Затем малыш сам мяукает по по сигналу взрослого: «далеко- близко».

Как гудит параход (У-у-у)- далеко- близко, какая дудочка играет – большая (произносить низким голосом), или маленькая( у-у-у – протзность высоким голосом), кто плачет, мальчик(низким голосом) или девочка (высоким голосом)

Также   игры «Три медведя», «Как семья разговаривает»;

Третий этап

3. Различение близких по звуковому составу слов – работа с оппозиционными звуками.

Артикуляционная моторика

Ясность и чистота произношения зависит от активной и правильной работы артикуляционного аппарата. Развивать артикуляционный аппарат помогают специальные упражнения.

С детьми младшей группы – объем требований невелик. Нужно, чтобы дети усвоили простейшие навыки движения («блинчик», «лошадка», «вкусное варенье»).

В средней группе необходимо следить за четкостью выполнения движений, за умением переключать органы артикуляционного аппарата с одной позы на другую. Артикуляционная гимнастика проводится сидя, спина прямая, ребенок расслаблен. Усадить ребенка нужно так, чтобы он видел лицо воспитателя и воспитатель мог отследить выполнение упражнений ребенком. Проводить гимнастику систематически, тогда будет эффект.

Мелкая моторика

Упражнения на развитие мелкой моторики так же, как и артикуляционные упражнения должны проводится систематически. Обыгрывание с детьми потешек, стихов в сочетании с движением и музыкой, пальчиковые гимнастики, выкладывание узоров разными видами круп, рисование на манке, штриховки, различные несложные узоры, шнуровки и многое другое способствует развитию мелкой моторики рук. Немало важным является развитие силы рук.

Речевое дыхание

Речевое дыхание – дыхание в процессе речи, отличается от обычного более глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом.

Несовершенства речевого дыхания и их влияние на речь:

Ослабленный вдох и выдох, как следствие - тихая речь, затруднение произнесения длинных фраз;

нерациональное расходование выдыхаемого воздуха ведет к нарушению плавности речи, недоговариванию слов и фраз;

произнесение фраз на вдохе - судорожной, нечеткой речи;

неравномерный выдох - речь то громкая, то тихая

Конечно, нарушение речевого дыхания может быть как следствие:

• аденоидных разрастаний;

• общей физической ослабленности;

• сердечно-сосудистых заболеваний.

Игры направленные на удлинение, развитие силы и плавности воздушной струи: «мыльные пузыри», «дутье на кораблики», надувание игрушек, воздушных шариков, «буря в стакане воды», упрямая свеча, перышки, снежинки.

Внимание: дуть не в щеки, следить чтобы голова не закружилась. Проводить систематически, 2-3 минуты.

Упражнение «Фокус» :

1. Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок) .

2. Положи маленький кусочек ватки на кончик носа.

3. Сделай вдох через нос.

4. Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

Голос

Параллельно с развитием дыхания идет работа по развитию голоса. Речевая интонация, окрас фразы усваивается ребенком по подражанию. Патологии развития голоса встречаются достаточно редко.

Необходимо помнить, что в возрасте 3-5 лет у детей недостаточно развиты тормозные процессы в коре головного мозга. В это время уделить внимание детям с тихим и крикливым голосом.

Крикливый голос устраняется путем игр в тихую или шепотную речь.

1. «Эхо»

В лесу причу: «ау, ау».

А мне в ответ: «ау, ау».

Горе кричу: «ау, ау».

Гора в ответ: «ау, ау»

2. «Телефон»

3. Произнесение стихотворений с изменением силы голоса:

Мне мила моя работа (тихо)

Я доволен, я горжусь (громко)

Тихий голос - игры, сопровождающиеся громким звукоподражанием или договариванием междометий:

Вот обрадовались звери! Засмеялись и запели,

ушками захлопали, ножками затопали.

Гуси начали опять по-гусиному кричать: га-га-га.

Кошки замурлыкали: мур-мур-мур, Птички зачирикали: …. ,

Лошади заржали: …. , Мухи зажужжали: … .,

Лягушата квакают: …. , А утята крякают:…. ,

Поросята хрюкают: …. , Мурочку баюкают….

В заключение хочется перефразировать слова юного волшебника:

«Воспитатели - не волшебники. Но их мастерство и умения творят чудеса». И так хочется , чтобы их усилия и старания не пропали даром. А воспитанники блистали не только умом и талантом, но и красноречьем.

Помимо работы на логопункте проводится работа по профилактике речевых нарушений 1 раз в месяц с детьми младшей и средней групп. 

18 марта 2018 в 19:54

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.